VetCAD

Получение лицензии “Профессионального Инженера” в Канаде. Часть-1, Начало

размещено: 14 Марта 2019
обновлено: 15 Августа 2019

Давно я не писал в свой блог. Просто не было интересных новостей.

Полгода назад я таки решил штурмовать “Ассоциацию Профессиональных Инженеров Онтарио”. И тут есть о чем рассказать. Получение лицензии “Профессионального Инженера” (Professional Engineer или P.Eng.) это краеугольный камень в карьере любого инженера в Канаде. Особенно это касается иммигрантов. В Канаде (как и в США) профессия инженера лицензируется. Без лицензии работать в инженерной сфере можно, но только под контролем лицензированного специалиста. Заверить проектную документацию может только инженер с лицензией (поставив свою печать и подпись). Так что хоть и начинать свой пусть без лицензии вполне нормально, но для карьерного роста лицензия – это необходимость.

Каждая провинция (штат) имеет свою инженерную ассоциацию, которая, помимо прочего, контролирует процесс выдачи лицензий. Для каждой организации процесс получения лицензии схожий, но есть отличия. В Онтарио организацией, выдающей лицензию, является “Professional Engineers Ontario”. Вот ссылка на официальную процедуру лицензирования:

http://www.peo.on.ca/index.php/ci_id/14824/la_id/1.htm

По статистике только 15-20% иммигрантов с иностранным инженерным образованием работают на инженерных позициях. Сравним с канадцами: 50-60% выпускников канадских инженерных вузов работают на инженерных позициях. При этом примерно 30% всех лицензированных инженеров Онтарио – иммигранты.

Для инженера иммигранта процесс получения лицензии выглядит так:

Процесс весьма затратный, правда работодатель часто оплачивает расходы сотрудников. Вот список затрат (в канадских долларах):

  • Плата за подачу документов – $339
  • Опционально, плата за регистрацию как EIT (Engineer In Training) – $84.75
  • Экзамены на удовлетворение академических требований – $580 за первый экзамен и $165 за каждый последующий.
  • Плата за сдачу экзамена PPE – $200
  • Плата за окончательную регистрацию – $282.5
  • Последующий ежегодный взнос – $248.6

Далее я пройдусь по каждому пункту процесса лицензирования (пока докуда сам дошел), опишу процесс в общем и мой личный опыт в частности.

ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ

Вот список документов при подаче:

  • Описание университетских курсов (для каждой степени) по каждому предмету на английском. Можно самому описать свои пройденные курсы, не обязательно чтобы справку предоставил ВУЗ (для моего диплома специалиста описание составило 12 страниц + пару страниц описания для кандидатской). Не рекомендую готовить версию на своем языке и отдавать на перевод. Нужно проверить каждый предмет, название и содержание аналогичного курса в Канаде. Необходимо сделать этот документ как можно более понятным для канадцев, иначе есть риск попасть на большее количество технических экзаменов. Далее я еще вернусь к этому пункту.
  • Копии дипломов и транскриптов (для каждой степени) + перевод на английский заверенный либо переводчиком, лицензированным в Онтарио, либо проф. инженером, владеющим обоими языками. Переводить и заверять у нотариуса на родине смысла нет, не примут.
  • Если имеются - абстракт диссертации и описание магистерской работы + заверенные переводы.
  • Подробное описание рабочего опыта (описание моего 12-и летнего опыта заняло 9 страниц).
  • Заполненная форма подачи документов.

Подошел я к сбору документов довольно основательно. Я раздобыл описание курсов для моей специальности в канадских университетах, сравнил с тем что привез с родины и составил описание своих курсов на английском. Отполировал на канадский лад. Упущением было то, что я не догадался предоставить справку из университета о содержании курсов, по которым я сдавал кандидатские минимумы. В результате потратил пару лишних месяцев...

В октябре 2018-го полный пакет документов был окончательно сдан и PEO начало рассмотрение моего файла.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

В Канаде инженерная программа университета должна быть аккредитована специальной организацией (Canadian Engineering Accreditation Board - CEAB). Выпускники подобной аккредитованной программы автоматически удовлетворяют академическим требованиям PEO. Естественно, это не случай рядового эмигранта в первом поколении. Эмигрантам без канадского образования назначают экзамены для подтверждения квалификации. Как правило это 4 экзамена (если назначат Confirmatory Examination Program - CEP), из них 3 – технических и 1 по общей тематике.  Но экзаменов может быть и больше, в зависимости от того, как оценят Ваше образование. Именно по этой причине нужно очень подробно и доступно канадцам описать свои университетские курсы. Чем больше общего найдут в Ваших курсах с аналогичными канадскими курсами, тем больше шансов, что экзаменов будет только 4. В худшем случае количество экзаменов может возрасти до 18-и (смотрите описания Phase I Examination Program и Specific Examination Program в официальной процедуре, ссылка была выше).

Исключением являются выпускники ВУЗ-ов из Автралии, Китайского Тайбэя, Гонконга, Ирландии, Японии, Малазии, Новой Зеландии, Сингапура, ЮАР, Южной Кореи, Великобритании и США. Так что, если меня вдруг читает кто-то из Китайского Тайбэя, – то у меня для него хорошие новости :). Обыкновенным же посетителям dwg.ru светят вышеупомянутые экзамены.

Есть, правда, еще один вариант – отучиться в Канаде и получить местный диплом. Но самая короткая Bridging программа займет 1 год full time обучения. Думаю, всем понятно, что это влетит в копеечку…

Если у претендента, которому назначили Confirmatory Examination Program есть минимум 5 лет инженерного опыта (не обязательно канадского), то ему дадут возможность доказать свои знания и не сдавать указанные экзамены. Для этого претендента вызовут на интервью с двумя опытными представителями его профессии (Experience Requirements Committee - ERC). Нужно будет представить 2 проекта, рассказать, как именно претендент применял на этих проектах инженерную теорию и ответить на вопросы. В случае успеха, экзамены на удовлетворение академическим требований отменяют. Иногда отменяют часть экзаменов. Но интервью можно и завалить, и тогда все экзамены оставят в силе.

Непосредственно после переезда в Канаду я встретился для консультации с несколькими коллегами, которые уже подали на лицензию (а некоторые ее уже давно имели). Условно я разделил их на две группы: одни подавали сразу после переезда в новую страну, другие сперва получали в Канаде инженерный опыт, а потом уже подавали на лицензию. Судя по отзывам, у первой группы был большой шанс завалить интервью и идти через экзамены. У второй же группы процент успеха был заметно выше. По крайней мере такое у меня сложилось впечатление. О самом интервью комментарии были самые разные. Кого-то мучали вопросами, вдавались в мелочи, искали слабые места и надавливали на них. Кто-то проходил интервью довольно легко. Для себя я решил, что торопиться не буду, а сперва поработаю в новой стране пару лет. Сделаю оговорку, что я не считаю это единственно верным вариантом. Как правило, проектировщики с хорошим опытом работы до иммиграции очень часто проходят интервью сходу. Каждый должен оценить свою степень подготовки. Поскольку мой прежний опыт был довольно узко специальным (инженер строитель, 10 лет проработал в телеком. индустрии), я решил, что было бы неплохо сперва его расширить, а заодно и ознакомиться с канадскими стандартами. Так что подавался я на лицензию уже имея так здесь ценимый “канадский инженерный опыт” …

По ходу рассмотрения моего файла представители ассоциации 2 раза меняли мне специальность. Сперва меня по ошибке зачислили под категорию “Mechanical Engineering”, затем сами же поняли, что намудрили, извинились и написали, что меня переводят в категорию “Civil Engineering”. Однако и тут возникла неувязка. Дело в том, что диплом у меня сразу на трех языках (армянский, русский, английский). Каким-то образом специальность “Промышленное и Гражданское Строительство” на английский была переведена как “Civil Engineering”. Однако на канадский лад моя профессия куда ближе к “Structural Engineering”. Так что оценив мой опыт под “Civil Engineering” было обнаружено несоответствие. В итоге меня таки перевели в категорию “Structural Engineering”, а чуть позже пришло приглашение пройти интервью. Датой назначили 20-е февраля 2019-го.

На интервью я принес 2 проекта: башню, спроектированную мною до переезда, и композитные перекрытия жилого здания, спроектированного уже здесь. Мне представили двух инженеров, которые должны были меня опрашивать и предупредили что интервью будут снимать на камеру.

Меня попросили рассказать о процессе проектирования. Я рассказал. По ходу старался упоминать различные мелочи, которые может знать только тот, кто сам проектировал подобные конструкции (дома пару раз репетировал речь). Меня почти не перебивали. Задали всего несколько вопросов. А когда я закончил, сказали, что через месяц придет официальный ответ, в котором будет написано, что технические экзамены мне отменяют и посоветовали готовиться к экзамену по инженерным законам и рабочей этике (Professional Practice Exam - PPE). Интервью заняло от силы 30 минут (хотя предварительно обещали час или более). До сих пор не верится, что все прошло так легко.

В день опубликования этой статьи, 14-го марта пришло официальное подтверждение. Технические экзамены отменены :). PPE предстоит в Августе.

Продолжение следует.

 

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные участники
Авторизоваться
Комментарии 1-15 из 24
Red Nova , 15 августа 2019 в 17:33
#24
poval-alex
Tekla тут очень популярна для КМД.
Про успеху будет в следующий записи.

Сандра
Экзамен РРЕ недавно написал. Результатов пока нет. Позже будет запись и об этом. IELTS и т.п. POE не интересуют. Удачное интервью и способность написать достойный РРЕ говорят сами за себя.
Сандра , 15 августа 2019 в 15:25
#23
Поздравляю, наверно и РРЕ уже сдал! Есть ли требования по знанию языка? IELTS? Или английский автоматом проверяют на интервью.
vedinzhener , 26 июля 2019 в 22:37
#22
Цитата:
Сообщение #18 от Red Nova

Цитата:Сообщение #16 от qwer18Цитата:Сообщение #15 от Red NovaDonMof - спасибо.
Geotechnical Engineering – проектирует основания сооружений
удобно, что фундаменты отдельный человек проектирует
Основания и фундаменты это не одно и то же. Фундамент проектируется как часть конструкции (Structural Engineer), а основание под фундамент (грунт) - это Geotechnical.

ну да там все узколобые, то бишь узконаправленные такие винтики и гаечки и никакого творчества. Но надо признать свое дело именно в одном чем то они хорошо знают, а вот шах вправо шаг влево уже поплывут. Поэтому наших там любят за нестандартный и творческий подход, им это не дано, у них по другому построено образование, впрочем и у нас так сейчас учат-не думающих роботов и потребляющих только фасфуд)))
poval-alex , 23 июля 2019 в 05:24
#21
Red Nova, как успехи? давно не пишите ничего. Напиши те о жизни еще немного) И подскажите как там обстоят дела с таким программным продуктом как Tekla? Есть интерес у компаний? Или все же на автодеск ориентированы больше?
Red Nova , 30 апреля 2019 в 00:39
#20
mike80, ну ты то раньше меня все успел :)
mike80 , 28 апреля 2019 в 05:38
#19
Хорошо пишешь :) А главное очень основательно подходишь к вопросу. Ну теперь понятно почему так интервью быстро прошел.
Red Nova , 21 марта 2019 в 02:59
#18
Цитата:
Сообщение #16 от qwer18
Цитата:Сообщение #15 от Red NovaDonMof - спасибо.
Geotechnical Engineering – проектирует основания сооружений
удобно, что фундаменты отдельный человек проектирует

Основания и фундаменты это не одно и то же. Фундамент проектируется как часть конструкции (Structural Engineer), а основание под фундамент (грунт) - это Geotechnical.
joy_sopromat , 20 марта 2019 в 09:12
#17
Цитата:
Сообщение #15 от Red Nova
DonMof - спасибо.

joy_sopromat
Civil Engineer – это более обобщенная специальность. Structural Engineer – это более специализированное ответвление. Программы для степени бакалавра типично называется Civil Engineering, хота изучают в ней и Structural, Geotechnical, Transportation и т.п. Для магистров уже разделяют по специализации.
Structural Engineer - проектирует само сооружение.
Civil Engineering – проектирует дороги, ген. план, размещение коммуникаций, подпорные стены, ограды
Geotechnical Engineering – проектирует основания сооружений


Спасибо, теперь все ясно))
qwer18 , 20 марта 2019 в 08:45
#16
Цитата:
Сообщение #15 от Red Nova
DonMof - спасибо.
Geotechnical Engineering – проектирует основания сооружений

удобно, что фундаменты отдельный человек проектирует
Red Nova , 19 марта 2019 в 15:12
#15
DonMof - спасибо.

joy_sopromat
Civil Engineer – это более обобщенная специальность. Structural Engineer – это более специализированное ответвление. Программы для степени бакалавра типично называется Civil Engineering, хота изучают в ней и Structural, Geotechnical, Transportation и т.п. Для магистров уже разделяют по специализации.
Structural Engineer - проектирует само сооружение.
Civil Engineering – проектирует дороги, ген. план, размещение коммуникаций, подпорные стены, ограды
Geotechnical Engineering – проектирует основания сооружений
DonMof , 18 марта 2019 в 18:37
#14
Мои поздравления! Надеюсь и в странах СНГ придут к лицензированию архитекторов и инженеров с жесткими едиными квалификационными требованиями.
joy_sopromat , 18 марта 2019 в 18:06
#13
Можете подробнее пояснить чем Civil Engineering (Engineer) отличается от Structural Engineering (Engineer).
Посмотрев видяшки на Ютубе я понял это следующим образом:
Structural Engineer - классический в нашем понимании инженер-конструктор.
Civil Engineer - более широкое понятие, очень похожее на наше ПГС. Но туда также включены и различные трубопроводы, дороги, мосты и куча всего остального. А также элементы архитектуры и генплана. Получается расширенное ПГС какое-то.
И отсюда вопрос а какие конкретные задачи тогда выполняет Civil Engineer, не может ведь знать в полной мере весь спектр вопросов
Red Nova , 17 марта 2019 в 02:41
#12
Спасибо за поздравления и пожелания.

Proklapick – Для черчения работаем в AutoCAD. Для расчетов есть несколько несложных программ типа S-Line, все обещают на нормальный расчетный софт перейти да все никак. Хотя расчетов у нас не очень много. Когда только наняли я только чертил, сейчас я координирую работу отдела, слежу за молодыми кадрами, проверяю, делаю расчеты.

Trir – Опечатка, естественно в списке Южная Корея а не Северная, уж очень созвучны английский “South” и русский “Север”, таки перепутал :)))

HORSY – Записи? Моя подготовка сводилась к изучению местных книг и стандартов по специальности.

Vant – Если брать весь рынок, то композитные перекрытия в жилых зданиях тут пока не очень популярны, но, судя по темпам роста продаж, эта технология становится все более распространенной. Для нашей фирмы – это рутина. Заказов все больше. Вообще тут любят экспериментировать и продвигать новые технологии. Рабочая сила тут более дорогая. Часто имеет смысл потратить больше на материалы, но ускорить процесс строительства.
vant , 17 марта 2019 в 01:42
#11
Искренние поздравления коллеге. Еще раз убеждаюсь, что российская (советская ) инженерные школы даже в стрессовом состоянии переезда в другую страну успешно адаптируются. А то, я уже грешным делом подумал, что длительное молчание коллеги обусловлено "нерукопожатостью " 1/6 части суши.
А вот интересно, композитные перекрытия в жилых зданиях - это экспериментальное проектирование, или для Канады уже рутина ежедневная.
gad , 15 марта 2019 в 16:08
#10
Молодец, Поздравляю!!!