Что входит в понятие «Промышленный дизайн»? В чем актуальность этого понятия сегодня?
Хельмянов: Промышленный дизайн — явление многопрофильное и многосложное. Но одно в нем самое важное. Дизайн — сфера гуманитарная, а Дизайнер — адвокат интересов потребителя во всем цикле — от производства до утилизации изделий. И так будет всегда, пока человек пользуется предметами. Однако, сейчас именно промдизайн находится в фазе больших технологических и институциональных изменений. Эта профессия существует чуть больше 100 лет, и многие десятилетия дизайнеры находились в авангарде, на самой верхушке технологического цикла промышленного производства. И вдруг, в один момент, с наступлением информационной эры, вся эта «тяжёлая промышленность» стала архаичным неповоротливым диплодоком, с трудом реагирующим на вызовы времени, и во многом опасающимся этих вызовов. А промышленный дизайн начал стремительно трансформироваться, отрываясь от жесткой связки «промышленность — промдизайн»... В разных странах это происходит по-разному. Вот в такое любопытное время мы живем и работаем!
Мареев: У каждого сейчас своя трактовка словосочетания «промышленный дизайн». Я и мои коллеги из студии FORMA вкладываем в него изначальное значение — «проектирование». Причем проектирование, повернутое лицом к человеку, ставящее во главу его комфорт, безопасность и продуктивность взаимодействия с объектом. Промышленный дизайн включает в себя основные стадии проектирования: генерация идеи, эскизный поиск, трехмерное моделирование, выпуск КД, создание прототипа и подготовка серийного производства.
Какое влияние оказывает промышленный дизайн на конкурентные преимущества при производстве и продвижении продукции?
Хельмянов: Существует расхожее заблуждение, что дизайн — это «красота». Это совсем не так. Первейшая задача промышленного дизайна — формирование потребительских свойств продукта. И здесь эстетика и внешний вид — важная, но не ключевая и даже не первостепенная позиция. Вторая по важности задача — создание добавочной стоимости.
Часто сталкиваюсь с таким представлением промышленности о дизайне: ну вот мы делаем, производим продукт, но он какой-то кондовый. Пусть дизайнер красиво нарисует и сделает из этого конфетку. И сами промышленники не понимают, что в данном случае говорят о совсем другой профессии, диаметрально противоположной сути промышленного дизайна.
Читайте полное интервью на сайте ЦНТИ Прогресс