Есть ли будущее у 2D
Немного теории.
1. Проектирование
Процесс анализа (изучения, исследования, испытания) воображаемого или реального объекта.
Воображаемый объект – это объект, который должен быть построен.
Реальный объект – это объект, который нужно реконструировать.
2. Если возникают трудности с анализом воображаемого или реального объекта, то применяют моделирование, т.е. создают локальную модель, имитирующую некоторый фрагмент (некоторое свойство) объекта, и анализируют эту модель.
Таким образом, моделирование – это вспомогательное средство, исследовательский инструмент проектирования.
3. Традиционный проект
Результат проектирования, представленный в определенной форме.
По смыслу, проект – это обработанная, отфильтрованная, разложенная по полочкам, наглядно представленная информация об объекте строительства. Для восприятия (чтения) проекта не нужны сложные программы и оборудование.
Используя проект и специальные знания, строитель может построить (реконструировать) здание.
4. Традиционная технология проектирования
Организация проектирования, нацеленная на получение традиционного проекта.
В последнее время активно обсуждается альтернативный подход к проектированию - технология BIM.
5. Технология BIM
Организация проектирования, нацеленная на получение информационной модели здания.
В технологии BIM модель – и цель и средство проектирования.
По замыслу идеологов BIM, информационная модель - единый источник информации для обеспечения строительства и эксплуатации здания. Логично предположить, что если кому-то для строительства здания потребуется традиционный проект, то такой проект из модели должен быть получен автоматически.
В связи с ролью моделирования в технологии BIM уточним, какие бывают модели.
6. Единая модель.
Исходя из названия, это единственная (одна для всех участников проектирования) и всеобъемлющая (по принципу "все включено") модель. "Все" – это все то, что влияет на жизнеспособность здания: от болтов и сварных швов до технологического и инженерного оборудования.
Единая модель подразумевает единую схему организации данных и, соответственно, единую программу (систему) управления данными.
7. Связная модель.
Без определения приведу примеры связных систем:
- система водоснабжения, заполненная водой;
- система электроснабжения под напряжением;
- каркас здания под воздействием сил гравитации.
Связная модель не предназначена для редактирования. Любое изменение связной системы приводит к уничтожению связей. Например, малейшее изменение расчетной модели приводит к обнулению усилий, т.е. к потере результатов многочасового расчета. Из этого следует, что связную модель (точно так же, как и реальное здание) можно только построить по предварительно изготовленному проекту (проект – это фрагментарная несвязная система, и ее редактировать можно).
8. Так как реальное здание – это единая система, все элементы которой (конструктивные, технологические, инженерные) неразрывно связаны друг с другом, то, следовательно, BIM (электронная копия здания) не может быть ничем иным, кроме как единой связной моделью.
Создание единой связной модели даже небольшого здания – практически не выполнимая задача; но, предположим, она решена. Что это дает?
В частности, интересен вопрос: можно ли по модели, отказавшись от традиционного проекта, построить здание.
Любимая фраза тех, кто верит в такую возможность: "в модели все видно и можно извлечь любую информацию". По этой логике выходит, что, например, расчетчику незачем тратить время на обработку, анализ и оформление результатов расчета, а можно просто отдать конструктору лировский или ансисовский файл.
Понятно, что единая модель – источник любой информации, но, к сожалению, "сырой" информации. Анализ и обработка информации, полученной с помощью моделирования, – это и есть проектирование, а оформленный результат анализа – это традиционный проект. Отправляя на стройку модель вместо проекта, проектировщик заставит строителей вместо него заниматься его же работой, т.е. проектированием.
9. Без традиционного проекта построить и эксплуатировать здание невозможно. Единственное логичное применение единой связной модели – это осуществление с ее помощью комплексного тестирования эксплуатационных характеристик здания до его строительства.
10. Вот как, в соответствии с вышеизложенным, должна выглядеть упрощенная поэтапная схема процесса проектирования:
построение и анализ воображаемой модели -> промежуточный проект -> построение и анализ локальных моделей -> уточненный проект -> (построение и анализ единой связной модели (BIM) -> точный проект) -> построение и эксплуатация здания.
Этап, выделенный скобками, никогда не выполняется.
На самом деле все сложнее; проектирование идет на микро- и макро- уровнях, но, по сути, - это повторение одних и тех же операций: эксперимент (моделирование) -> анализ полученных данных -> оформление результатов анализа.
Четкого разделения между операциями может не быть. Например, изображая колонны условными прямоугольниками, откладывая расстояния между ними в точном масштабе и оценивая эти расстояния с точки зрения несущей способности колонн, мы совмещаем оформление, моделирование и анализ.
Простое пятиминутное наблюдение работы проектировщика за компьютером дает еще одно определение проектирования.
11. Проектирование – это интенсивное редактирование, непрерывный поток изменений.
Большинство изменений
а) имеет временный, неокончательный, вариантный, вспомогательный, экспериментальный, ошибочный характер;
б) до конца понятно только автору изменений, неочевидно по замыслу для других и не предназначено для других.
Это определение заставляет по-другому взглянуть на такие "ценности" технологии BIM, как работа в единой общей для всех модели, отслеживание участниками проектирования всех (!) вносимых изменений, ассоциативность и интеллектуальность объектов, проверка коллизий на каждом шаге редактирования и т.п.
Теперь - к вопросу, вынесенному в заголовок статьи.
То, что нет сакрального смысла в обязательном и повсеместном построении трехмерных моделей, что в большинстве случаев 2D-моделей вполне хватает, что 2D не заменим при оформлении – все это понятно.
Но понятно и то, что проектировщик должен иметь возможность в любой момент увидеть реалистичную картину (и извлечь из нее всю необходимую информацию) того, что он условно изобразил на рабочем чертеже.
Современные программы моделирования за 30 лет так и не смогли стать инструментом, решающим эту задачу.
Каким должен быть этот инструмент?
Во-первых, он не должен ломать традиционную логику проектирования.
Во-вторых, он должен быть встроен непосредственно в привычную рабочую среду проектировщика, т.е. в 2D-редактор.
Можно ли это реализовать? Я думаю – да.
Строго говоря, никто не работает в 3D. Все работают в пользовательских интерфейсах программ, т.е. в проекциях чего-то, что хранится в базе данных (это может быть n-мерная модель) и отражается на плоском экране монитора. Самые сложные пространственные модели создаются с помощью редактирования плоских проекций на экране.
Интерфейс 3D программ скопирован с пользовательского интерфейса 2D-редакторов. Методы построения пространственной модели - это традиционные "ручные" методы описания зданий с помощью планов, видов, разрезов.
Таким образом, почти все алгоритмы, необходимые для встроенного 3D-интерпретатора, давно разработаны и апробированы в существующих 2D и 3D системах.
Понятно, что новая логика построения модели потребует разработки новых алгоритмов, в частности, алгоритмов связывания проекций на разных видах и чертежах.
Стиль работы проектировщика в 2D-редакторе также должен измениться в сторону большей формализации и дисциплины.
Немного подробнее о логике. "Новая" логика построения модели (она же - традиционная логика проектирования) - это движение от условной схемы, через детализацию и уточнение, к конкретному однозначному решению.
На практике (упрощенно) это выглядит так. Сначала проектировщик чертит простую линию. Через какое-то время добавляет к ней выноску с текстом (маркой); линия превращается в объект. Затем в спецификации элементов появляется строчка, относящаяся к этой марке и содержащая ссылку на дополнительный чертеж и т.д. Абстрактный объект превращается в балку или колонну с точным положением в пространстве, опалубкой, армированием и указаниями по изготовлению.
Вряд ли ошибусь, если скажу, что в существующих программах моделирования логика работы развернута в противоположном направлении.
Заключение
Общие принципы того, как пространственные модели создаются на основе двумерных графических примитивов, изложены в статье "Технология построения конструктивной модели здания по рабочим чертежам" (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14295).
Более детально и конкретно – в статье "Алгоритм построения расчетно-ориентированной модели в 2D-редакторе" (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14760).
Если все, что изложено, верно, то в области развития средств проектирования вполне вероятен "поворот каравана": ни на что не претендующие "чертилки" и "электронные кульманы" окажутся в центре приложения усилий.
Александр Ямпольский
Комментарии
"Представьте себе. Чертежи рисуют не вручную на ватмане, а представляют в виде набора чисел в двоичной системе. Где же таких инженеров и прорабов взять, которые это поймут?"
Сейчас тот же автокад вполне можно на телефон установить, а кто-нибудь у нас до этого дошел? Нет, мы же самые умные. Давайте лучше по старинке, как в советском союзе делать. Выезды на объекты, чтобы в натуре замерить 2-3 расстояния (а объект может быть и в другом городе), потому что наши "продвинутые" строители этого сделать не могут. Им бумажку нужно дать.
Говорить о каком-либо развитии BIM можно только лет через 20-30, и то не факт, т.к. у студентов, которых выпускают институты, кроме раздутого самомнения ничего нет (в большинстве случаев).
Далее - трудозатраты, когда имеет смысл делать BIM модель, цель ее построения. Я для себя пока перевариваю информацию.
Но в этом случае все участники производственного, строительного и предстроительного процессов должны овладеть BIM-ом (в пределах своей компетенции)массово и сразу. Это сложно, но реализуемо.
Авторизоваться