Реклама i
ФОТОТЕХ








Мировой рынок фанеры в 2016 году: цифры и комментарии

08.04.2017
Лесопромышленный комплекс и связанные с ним рынки считаются зрелыми, устойчивыми и неподверженными резким изменениям. Это касается и рынка фанеры, который в целом давно поделен между странами-производителями.

Лесопромышленный комплекс и связанные с ним рынки считаются зрелыми, устойчивыми и неподверженными резким изменениям. Это касается и рынка фанеры, который в целом давно поделен между странами-производителями. Резкие колебания на нем могут возникнуть только в связи с тяжелыми экономическими кризисами, которые в первую очередь бьют по строительству. Поскольку большая часть фанеры используется именно в строительстве, кризисы и подъемы этого сектора неизбежно приводят к падению или росту производства фанеры.

Говоря о стабильности и зрелости рынка, следует отметить, что изменения в его структуре все же происходят. Одни страны производители наращивают долю в тех или иных сегментах, другие уходят с рынка. Ниже мы поговорим о том, как изменилось положение стран производителей в текущем году.

Финляндия

Финляндия - крупный экспортер продукции ЛПК. Финские предприятия выпускают березовую фанеру очень высокого качества. Цены тоже очень высокие и тому есть несколько причин:

  1. Значительные затраты на оплату труда. Финляндия входит в число стран с самой высокой заработной платой, и расходы на нее ложатся на предприятия серьезным бременем. Отчасти эта проблема решается запредельным уровнем автоматизации и производительностью труда, но по пути автоматизации идут производители всех стран.
  2. Общая ценовая политика. Финские производители фанеры никогда не снижают цену и качество. Если спрос на их продукцию падает, они просто сокращают объемы и даже увольняют часть сотрудников. Если спрос растет… его вполне могут удовлетворить производители из других стран.

В 2016 году финские компании реализовали около 1,14 миллиона кубометров фанеры. Это на 1% меньше, чем годом ранее. Отрицательная динамика сохраняется в целом с 2006 года, который был лучшим годом для финских производителей за всю историю индустрии.

Россия

Россия - лидер по производству березовой фанеры и заметный игрок на мировом рынке фанеры вообще. В последние годы российские предприятия активно наращивают объемы производства. Точных данных по 2016 году еще нет, но ожидается, что общий объем производства составит около 3,6 миллионов кубометров (в 2015 - 3,567). Следует отметить, что производство растет уже 6 лет подряд – в отличие от внутреннего потребления, которое упало вместе со строительным рынком.

Причины, по которым российские производители добиваются успеха на мировом рынке, просты: большие запасы дешевой древесины и низкие издержки на оплату труда. Практически все новые деревообрабатывающие производства попадают в список приоритетных инвестпроектов, что дает им право получать лесосеку вне конкурса. Что касается зарплат, то с падением курса доллара почти в два раза их уровень стал даже более низким, чем в Китае.

«Снижение ФОТ в долларах не решило всех проблем российских производителей фанеры, однако оно однозначно повысило их конкурентоспособность на внешнем рынке, - отмечает генеральный директор компании «Фанера-Базар», Альберт Баргесян – этой возможностью воспользовались как гиганты рынка, такие как «СВЕЗА» и Сегежа (прим - «SEGEZHA GROUP»), так и небольшие комбинаты. Если глобальная рыночная конъюнктура будет благоприятной, российские компании продолжат наращивать объемы производства, хоть и не очень высокими темпами».

Сегодня российские производители фанеры успешно осваивают рынки США, Западной Европы, Ближнего Востока и даже Юго-Восточной Азии. «Нас нет» только в Южной Америке, где хватает собственной древесины, а климатические условия в целом более благоприятны для развития производства, чем российские.

Китай

Китай – крупнейший производитель фанеры и древесных плит в мире. На его долю приходится более 70% от общего мирового производства. В 2014 году (данных за 2015 год в открытом доступе пока нет) китайские компании изготовили около 149,7 миллионов кубометров фанеры всех марок. Это на 9% больше, чем в 2013 году: такая динамика просто недостижима для других стран. В целом же производство фанеры в КНР растет в течение всего 21 века, за исключением 2008 года.

Около четверти выпускаемой китайскими компаниями фанеры и древесных уходит за рубеж, причем география продаж включает даже те страны, в которых есть свой лесопромышленный комплекс – США, Россию, Японию, Латвию и страны Южной Америки.

Важно отметить, что значительная часть китайской фанеры изготавливается из российского леса. Формально экспорт леса-кругляка облагается заградительными пошлинами, однако если кряж хотя бы немного острогать с двух сторон, он перестает быть необработанным, и размер пошлины становится существенно меньше. При этом китайские компании закупают лет по отличным ценам, поскольку многие другие производственные затраты у них существенно ниже, чем в других странах.

Япония

Японские предприятия выпускают порядка 1,42 миллионов кубометров древесины в год, причем эта цифра изменяется из года в год очень незначительно. Собственное производство покрывает лишь около трети потребления: еще порядка 2,8 миллионов кубометров японские компании закупают в Китае, Малайзии и Индонезии.


Другие новости

Все новости ФАНЕРА БАЗАР >>>
Размещение рекламы